воскресенье, 22 ноября 2015 г.

Как получить зачет на итоговом сочинении?

Все одиннадцатиклассники прекрасно знают, что "зачёт" на итоговом сочинении обеспечит доступ к сдаче главного экзамена - ЕГЭ. Но писать сочинение, да ещё с опорой на литературный материал, не так легко, как может показаться неискушённому обывателю.
Поэтому предлагаю вашему вниманию несколько полезных советов, как получить "зачёт" на итоговом сочинении 2 декабря сего года.

1. Выбрав тему из предложенных, берите в руку ручку, черновик и составляйте план сочинения. План - обязательная часть работы! Он поможет вам выстроить рассуждение и не потерять нить повествования.
Можете сначала написать всё, что приходит в голову по заданной теме, потом из этого выбираете 4-6 пунктов, которые помогают раскрыть тему (пока составляете план, у вас уже должны зреть в голове примеры из произведений)
Пример: тема "Жизненный путь героя" (темы беру самые общие, для примера)
План:
1) что такое жизненный путь?
2) как происходит развитие человека?
3) жизнь как испытания и счастье, взлеты и падения, радости и страдания, т.д...
4) жизненный путь Андрея Соколова
5) жизненный путь Евгения Базарова
6) жизнь человека зависит от него самого
Учтите: 1 пункт относится к вступлению, 2-5 - к основной части, 6 - к заключению.

2. Если вы забыли имя/фамилию писателя, героя, героини - НЕ НУЖНО их выдумывать. Либо подберите произведение, которое удовлетворяет теме и героев которого вы помните, либо импровизируйте, используя синонимы и избегая называть героев напрямуюглавный герой/персонаж/молодой человек/герой/он...
писатель/прозаик/художник слова/он/литератор...
героиня/ главная героиня/ женский образ/она/девушка/молодая женщина/дама/жена...
Совет: насчет автора - можно забыть инициалы, но фамилия должна быть написана без ошибок! Конечно, к именам героев это тоже относится. Лучше выучить, чем потом пересдавать.

3. Критерии грамотности предполагают богатство лексики (синонимы, использование литературоведческих терминов), сложные предложения и конструкции с обособленными оборотами. Избегайте ПОВТОРОВ!!! Перечитайте своё сочинение 2 раза (а лучше 5!), и лучше шепотом, вы сразу заметите лексические повторы (самый распространённый, конечно, "он/он/его/ему/он"). Замените их синонимами или исключите вообще, перестроив предложение. Избегайте орфографических и пунктуационных ошибок, следите за запятыми при оборотах и в сложных предложениях.

4. НЕ НУЖНО употреблять речевые штампы: все ваши "в связи с вышеупомянутым", "всё вышеперечисленное", "как я уже писал ранее" очень режут слух. Также не нужно использовать несколько вводных слов/словосочетаний подряд: "таким образом, по моему мнению, герой..." или "таким образом, конечно, возможно, что...".

5. НЕ пересказывайте произведение. Оценивается не пересказ, а точно выбранный эпизод/эпизоды, которые иллюстрируют ваше мнение по заданной теме, которые подходят в качестве аргумента.
Пример: не нужно пересказывать произведение "Судьба человека", лучше вспомните эпизоды (1-2), где Соколов проявил себя как герой в испытаниях, как закалила его жизнь, какие изменения в характере произошли на жизненном пути и т.п...

6. Старайтесь дать определение словам/терминам, заявленным в теме, уже во вступлении.
Пример: тема "Художественная литература - проповедь или исповедь?". Вы должны дать характеристику словам "проповедь", "исповедь", порассуждать о том, как эти понятия включаются в литературу, уместен ли союз "или" и т.д.

7. Ваше вступление занимает примерно 25-30%, основная часть - 60%, заключение - 10-15%.
Это примерные цифры, разумеется. Количество слов - 300 и больше! Союзы, предлоги считаются как отдельные слова; фамилия и инициалы - как одно слово; слова через дефис - как одно слово.

8. Сочинение пишите сначала на черновик (обязательно!), перечитываете его (5 раз!), исправляете ВСЕ недочёты - и аккуратным почерком переписываете на чистовик (учтите, переписывание занимает минут 30-50).

Пока это основные рекомендации, основанные на моей преподавательской практике и типичных ошибках учеников.
Главное - не волнуйтесь, работайте спокойно, не торопитесь, не уходите от темы - и будет вам "зачёт"! Удачи!:)

P.S. Вопросы можете задать в комментариях

Комментариев нет:

Отправить комментарий